Уголок школьника в общей комнате или откуда начинается самостоятельность
Подрастая, ребенок начинает нуждаться в собственной, личной территории. Не у всех семей есть возможность обустроить для своих детей, ставших школьниками, отдельную детскую комнату. Но все родители могут выделить для повзрослевшего сына или дочери несколько метров от общей площади и, руководствуясь законами грамотной организации пространства, устроить там уголок для школьника, где ребенок будет чувствовать себя полноправным хозяином, будет хранить свои вещи, с комфортом играть и учиться.
Прежде всего, сколь бы тесным не было пространство комнаты, не следует лишать ребенка собственного стола. Во-первых, это и есть то основное место, содержание в порядке которого будет входить в его прямые обязанности. Это центр рабочей зоны даже в большом помещении. Во-вторых, работать за общим столом ему будет элементарно неудобно, поскольку стол и стул для ребенкадолжны отвечать совсем иным параметрам, нежели для взрослых. Правда, если в семье двое школьников – можно сэкономить пространство и заказать им общий стол для занятий с вместительной тумбой. Экономно использовать каждый метр рабочей зоны помогут и надстройки, наличие которых подразумевают хорошие современные парты-трансформеры. Если тщательно продумать комплектацию такой парты, то можно сделать так, что одно только рабочее место вашего школьника станет для него фактически целой комнатой, где он удобно сможет разместить свои вещи, чтобы самостоятельно и свободно распоряжаться ими.
Взрослым, кстати, следует уважительно относиться к личному пространству ученика. Нужно спрашивать у ребенка разрешения, если хотите что-то у него взять или сделать небольшую перестановку. Ответственность за собственное место дисциплинирует и воспитывает самостоятельность во всем.
Не следует пытаться сэкономить пространство и на отсутствии отдельного стула, предлагая ребенку любой из имеющихся в доме. Вероятней всего, «случайные» стулья не подойдут к приобретенной парте, и желаемый результат не будет достигнут. А необходимость передвигать стулья с одного места на другое еще больше мешает порядку. Поэтому специально разработанный в комплекте с партой стул ученический окажется, вероятней всего, единственно правильным решением. А если это будет «растущий» стул, то решение это будет еще и долгосрочным.
Чем больше людей находится в одной комнате квартиры (той же, где будет заниматься ребенок) – тем более важно использование в обустройстве его рабочей зоны функциональных элементов, таких как контейнеры, полочки для книг, ящики, органайзеры. Они позволяют избежать хаоса в вещах и обойтись без использования мебели, требующей просторной площади.
Важно подобрать такой стол для уроков и развлечений, площадь которого будет достаточной, чтобы не только разместить там книгу и тетрадь, но и поставить компьютер, и расположить приборы для творчества, и в то же время чтобы столешница не была слишком громоздкой. Впрочем, сегодня эти задачи вполне достижимы. Например, детская парта-трансформер ДЭМИ со специально разработанным для школьников комплектом надстроек и дополнительными элементами детской мебели позволяет решать все эти задачи и даже больше.
Конечно, по возможности стол для ребенка лучше размещать в более тихой комнате, где меньше всего отвлекающих моментов. Но если так сделать не получается, то возможно прибегнуть к секретам зонирования пространства, чтобы не только чисто психологически отделить учебный уголок от общего, но и сделать его более тихим. Единственно важный момент при этом – чтобы используемые элементы не повлияли на освещенность детского стола. Считаете нецелесообразным зонировать комнату, используя с этой целью переносные перегородки или мебель для детей? Тогда отнеситесь более основательно к разработке режима дня школьника, согласовывая его с режимом дня всех членов семьи. Взаимопонимание должно победить! Во время подготовки уроков первоклассником можно уходить погулять с младшими детьми, более старшие могут отказаться от просмотра телепередач в это время, взрослые – тоже заняться тихими делами или чтением. Совместное выполнение режима еще более дисциплинирует, особенно когда школьник понимает, что вся семья уважительно относится к его занятиям. Он сам от этого становится более ответственным: если, конечно, правильно объяснить ситуацию.
Желательно, чтобы в том уголке, где появится парта для первоклассника, точнее, где-то рядом с ней, был постелен ковролин или маленький коврик, так как маленькие дети часто играют на полу, и, скорей всего, именно там, возле своего же стола, первоклассник захочет сделать свою игровую зону.
Даже если комната небольшая – не забывайте о дополнительном освещении: настольной лампе, которая украсит именно стол для школьника: в противном случае в темное и пасмурное время освещения глазам ребенка будет не хватать.
Постарайтесь, создавая уют в местечке для учебы, не «изолировать» незаметно ребенка от жизни всей семьи, не отучить от игр на улице и встреч с друзьями. Компактный и удобный детский офис, где есть компьютер, а до любой из вещей достаточно протянуть руку, создает ситуацию, когда ребенок рискует попасть в плен комфорта и отказаться от подвижных игр и домашних дел. Чтобы этого не происходило, опять-таки, на первых порах поможет режим дня, а еще – четкое разграничение пространства по функционалу (например, стол парта используется для чтения, письма, рисования, но за ней нельзя пить чай; игровая зона предназначена для занятий с игрушками, но если хочется склеить картонную модель – добро пожаловать за стол и т.п.).
Чтобы не лишать себя ценного места и не создавать много отвлекающих поводов в самой комнате, лучше перед тем, как отправить ребенка в школу, избавиться от всего лишнего, оставив, и в игрушках, и в вещах, только то, чем первоклассник в самом деле будет пользоваться. Не оставляйте его вещи «просто так» - а всегда с расчетом на то место, где вещь сможет храниться.
Интерьер, заботливо создаваемый специально к первому сентября, пробудит в ребенке энтузиазм к учебе. Хотя сама по себе организация пространства для учебы отнюдь не снимает с родителей обязанностей по ежедневной поддержке ребенка. В процессе знакомства его с новым для него этапом жизни это очень важно.
Наличие собственной мебели поможет ребенку быстрее почувствовать себя полноправным членом общества. Он быстрее научится принимать необходимость выполнения определенных обязанностей, убирая свою территорию, подчиняясь правилам, которые теперь придется исполнять, чтобы гордиться своим рабочим уголком.